Эргономика в стоматологии — вопросы и задачи
Для выполнения своей работы качественно и безопасно стоматологи используют определенные законы.
Знание эргономических основ организации рабочего места необходимо как интернам и начинающим специалистам, так и опытным врачам-стоматологам.
Содержание
Что такое эргономика?
Для начала стоит разобраться, что такое эргономика в медицине. Это отдельный раздел в прикладной медицине, который уделяет внимание условиям труда с целью оптимизации рабочего процесса. Термин введен в 1949 году, он дословно обозначает закон работы, оборудования. По этой теме написано много научных, дипломных работ и рефератов.
Дисциплина необходима для адаптации работы, рабочего места. Основная задача – эффективное и безопасное выполнение обязанностей медицинского работника по отношению к самому себе, сотрудникам, пациенту.
Эргономика включает в себя следующие вопросы:
- оптимизация условий труда на рабочем месте;
- разработка положения врача и пациента;
- разработка оптимального положения и расстояния до инструментов и оборудования;
- разработка алгоритмов движения медицинских работников.
Несоблюдение этих правил ведет к чрезмерным усилиям и телодвижениям, что приводит к перенапряжению организма. Отдельное внимание уделяется организации рабочего места.
Учитывается физические моменты в зависимости от специфики работы – напряжение тела, возможность выдерживать положение и позы, оптимальные зрительные и слуховые возможности.
Задачи эргономики в стоматологии
При помощи этого раздела в стоматологии решаются следующие задачи:
- Предоставление удобных условий работы стоматолога и его ассистента. Этот пункт подразумевает правильное использование оборудования, ручных инструментов и их балансировку. Последний момент способствует усилению тактильной чувствительности и снижает напряжение кисти. Для снижения рисков профессиональных заболеваний, в частности, карпального синдрома, подбирается правильный диаметр ручки в ручных инструментов, угловой наклон наконечников. Соответствовать эргономическим требованиям должны все приспособления, которые используются врачом-стоматологом.
- Корректное размещение оборудования. Правильное обустройство кабинета и организация места сокращает нагрузку на врача и его ассистента путем сокращения лишних передвижений и манипуляций.
- Создание комфортных условий для персонала. Сюда входит оптимальное освещение, минимизация радиации, шума и вибрации от вакуумов и компрессоров, создание подходящего специфике работы врача интерьера, освещения. Определяются оптимальная зона комфорта для специалиста, вспомогательного персонала и пациента. Например, в кабинетах, в которых идентифицируют оттенки зубов — стены, потолок не должны быть яркими. Также это касается дополнительных предметов (настенные часы, картина, диван).
Четыре базовых концепции
Существуют 4-е базовые концепции организации рабочего места. Каждая из них описывает оптимальное положение врача и его помощника, размещение инструментария:
- №1. Является базовой. Она подразумевает расположение инструментов на столике справа от пациента.
- №2. Инструменты размещаются за подголовником сидения пациента.
- №3. Принадлежности размещаются слева от пациента (сторона ассистента), они перемещаются над головой.
- №4. Инструментарий располагается справа возле подголовника кресла.
Также учитывают 4-е базовых положения инструментов помощника стоматолога:
- Положение №1 – набор помощника располагается слева от кресла.
- Положение №2 – за подголовником посадочного места пациента.
- Положение №3 – слева от подголовника.
Эргономика в стоматологическом кабинете
Отдельное внимание уделяется организации места и рабочим позициям врача-стоматолога. Основным оборудованием для кабинета считается 2 стула – врача и его помощника, установка стоматологическая, мебель для хранения стерильных материалов, инструментария. Все это должно быть расположено так, чтобы работа проходила комфортно, движения были не скованными.
Положение врача
Осмотр пациента, лечение и удаление зуба должно выполняться в удобной рабочей позе. Верхняя часть тела в таком положении не поддерживается руками или спинкой стула. Поддержка осуществляется лишь в том случае, если врач находится в нерабочей позе. При неправильном положении усиливается напряжение, которое впоследствии неблагоприятно сказывается на мышечной ткани.
Работа специалиста выполняется сидя и стоя в зависимости от специфики проводимого вмешательства. Сидя осуществляется долгие манипуляции, при которых требуется точные и аккуратные движения. В положении стоя выполняют недолгие работы и манипуляции, требующие определенных усилий.
Используются следующие правила работы специалиста, которые помогают уменьшить напряжение:
- Спина держится прямо, не перекручивается. Таз можно немного наклонить вперед.
- Верхняя часть сгибается до 20 градусов вперед. Боковые и глубокие передние наклоны оказывают негативное влияние на здоровье.
- Угол наклона головы по отношению к туловищу (верхней части) – не более 20-25 градусов.
- Руки не напряжены, свешиваются близко к телу, плечи ровные и расслабленные.
- Ступни расположены полностью на полу, слегка расставлены, но расположены близко друг к другу. При их симметричном размещении определяется оптимальный баланс. Нарушение правил эргономики – ноги размещены на подставке рабочего столика или на кресле пациента. При такой позе нарушается равновесие, и врач может упасть.
- В положении сидя ноги должны быть перпендикулярны полу, угол в коленном суставе – 90-110 градусов.
Особого внимания заслуживает стул врача-стоматолога. На нем специалист проводит больше половины рабочего времени. Подбирается положение в соответствии с антропометрическими характеристикам. Правильная высота сидения и наклон спинки влияет на кровообращение, здоровье осанки. Перед работой необходимо отрегулировать высоту стула так, чтобы внутренняя часть бедра плотно размещалась на сидении, а стопы полностью и плотно прилегали к полу.
Стул должен соответствовать следующим критериям:
- наличие колесиков для свободного перемещения;
- пять опор для стабильности;
- возможность регулировки уровня высоты;
- размер сидения колеблется в пределах 34-51 см;
- ткань, которая обтягивает стул, должна пропускать воздух;
- передний край сидения ровный и закругленный;
- средняя длина сидения в соответствии с антропометрическими данными – 30-40 см;
- угловое соотношение между спинкой и сидением – 85-95 градусов.
Стул ассистента должен быть выше на 10-12 см для лучшего обзора. Спинка кресла вращается по периметру на 360 градусов. Это обеспечивает опору тела помощника в любом направлении.
Положение пациента
Важную роль с точки зрения эргономики играет и расположение пациента. Это определяет, насколько хорошо врач получает доступ к зубам, а также качество дальнейших мероприятий. Руки доктора во время операций при правильном размещении объекта лечения не должны подниматься выше уровня талии.
Рабочая область должна находиться на таком расстоянии и положении, чтобы стоматолог не совершал лишних изворотливых движений, вытягивания и изгибания спины во время процедуры. Лучше, когда пациент находится ниже.
Подходящее расположение пациента на стоматологическом сидении – лежа/полулежа. Тело должно быть в расслабленном состоянии на всех точках контакта с кресла. Самым лучшим эргономичным положением считается синусообразное. При такой конструкции кресла колени находятся на одной линии с головой, угол наклона между спинкой и сидением не изменяется, наклон подголовника может регулироваться.
Представленная позиция создает благоприятные условия для осуществления длительных мероприятий, снимает напряжение с мышц клиента. Также происходит блокировка глотательного рефлекса. Повороты головы пациента назад-вперед могут изменяться на 20 градусов, а вбок – на 45 градусов.
Следует уделить внимание дистанции стоматолога и объекта лечения. Оптимальное расстояние – 35-40 см для специалиста с хорошим зрением. Пациент принимает такую позицию, при которой рабочий столик врача находится чуть выше тела.
Лампа должна находиться далеко от глаз и при этом в зоне доступа для доктора.
Для мероприятий в нижней челюсти она располагается над головой объекта лечения – при таком размещении лучи целенаправленно попадают на необходимую зону.
Кресло должно опуститься вниз целиком до уровня локтей стоматолога. При работе с верхней челюстью оборудование и кресло находятся в измененном положении. Лампа располагается над грудной клеткой, лучи направлены под углом.
Рациональный обмен инструментами между врачом и ассистентом
Для лучшей производительности действия между врачом и помощником согласовываются. Перемещение инструментов должно происходить четко, быстро, по заранее отработанной схеме. В стоматологической практике используются два принципа рациональной передачи – это методы параллельной и ротационной замены.
Метод параллельной замены
Алгоритм проведения метода параллельной замены:
- Врач убирает из рабочей области один инструмент (в дальнейшем «И1») и ждет второго инструмента (в дальнейшем «И2»).
- Помощник держит И2 за нерабочую поверхность левой рукой и передает таким способом, чтобы специалист сделал удобный захват.
- В зоне передачи инструменты И1, И2 находятся параллельно друг другу, вертикально, рабочая поверхность смотрит вниз.
- Ассистент левым мизинцем делает захват И1 за нерабочую часть, после прочного захвата врач отпускает И1.
- Далее помощник передает И2, а И1 убирает.
Работа в четыре руки, видео:
Метод ротационной замены
Этот метод похож на предыдущий на начальных этапах. Отличаются только последние шаги. Перед тем как выполнить передачу И2, ассистент поворачивает кисть с инструментом на 12 градусов. При таких действиях рабочая поверхность инструмента должна смотреть вверх.
Эффективная работа с ассистентом — несколько советов:
Базовый захват и фиксация
Еще один момент, на который следует обратить внимание, – базовый захват и фиксация рабочих инструментов. Правильная методика дает возможность регулировать и контролировать точность манипуляций и силу приложения.
Основные положения базового захвата и фиксации:
- Кисть закрепляется в таком положении, при котором запястье прямое, пальцы расслаблены. Такая поза в профессиональной терминологии называется «спящая рука».
- Инструмент кладут на внутренне-боковую часть 2 и 3 фаланги указательного пальца рабочей руки.
- На уровне 3-й фаланги фиксируют инструмент с помощью указательного и большого пальцев.
- Инструмент скользит до того момента, когда не соприкоснется с третьим пальцем. Он двигается за счет 1-го, 2-го, 3-го пальца рабочей руки в отношении точки опоры.
Презентация на тему эргономики в стоматологии: